Арочная гордость Боровичей
Практически завершились реставрационные работы на мосту Белелюбского. Мост считается главной достопримечательностью Боровичей, визитной карточкой и одной из главных точек притяжения для туристов.
В целом на реставрацию моста, которая проходила в два этапа, в 2013 и 2015 годах, было потрачено порядка 50 миллионов рублей. Причём после первого этапа работ, на которые ушло более 16 миллионов, осталось немало недоделок:
«На отдельных участках моста толщина нанесенной краски оказалось меньше предусмотренной проектом в 2-3 раза. Кроме того, ряд болтовых соединений моста оказались недостаточно затянутыми», – писал у себя в блоге депутат Госдумы от Новгородской области Сергей Фабричный, курирующий реставрацию боровичской достопримечательности.
Компания «Строительная культура», занимавшаяся первым этапом работ, о недочётах была извещена и взяла на себя обязанность по их устранению.
Второй этап начался в 2015-м году. Работы ведёт Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Росреставрация». В её задачи входит укрепление опор, береговых откосов, обустройство деформационных швов, укладка асфальтового покрытия и проведение других капитальных работ.
Стоимость контракта на выполнение работ по второму этапу составляет порядка 25 миллионов рублей.
Теперь же боровичанам осталось дождаться окончания всех работ и решения о дальнейшей судьбе моста – пешеходным он останется или по нему пустят автомобильное движение.
Мы же решили сделать краткий экскурс в историю и напомнить боровичанам о том, как и по какой причине в Боровичах было решено построить новый мост. Для этого мы обратились к книге Людмилы Подобед «Боровичи. Страницы истории»:
«Необходимость моста особенно остро ощущалась с открытием железнодорожной ветки Угловка-Боровичи, с активным строительством левобережной Спасской стороны.
В Боровичской городской Думе уже в 1870-е гг. была создана специальная «мостовая» комиссия под председательством директора Городского общественного банка М.И. Толкачёва. Всё упиралось в деньги».
Но невезение преследовало городскую Думу на протяжении многих лет. В управе необходимой суммы не было, попытки занять деньги у «Общества Боровичской железной дороги», также как и просьбы о помощи в адрес Новгородского губернского земства и, наконец, Министерства финансов не увенчались успехом.
«А тут ещё в мае 1889 года новгородский губернатор сообщил, что в Боровичах будет размещён 52-й резервный пехотный батальон, для которого надо построить казармы за счёт города».
После ряда неудач, деньги на строительство моста удалось найти почти через десять лет:
«...И только Высочайшее разрешение в 1898 году на сбор пошлин с железнодорожных грузов на Боровичской ветке в пользу города в какой-то степени решило судьбу будущего моста. Помогли уездное и губернское земство».
«Изначально предполагалось строить мост от Никитской (Дзержинского) улицы, но представитель боровичского духовенства выступил с предложением строить мост выше по течению, с тем, чтобы соединить два церковных архитектурных ансамбля, что было своего рода символом духовного единения жизни города».
Николай Апполонович Белелюбский представил три варианта моста, из которых сам склонялся к третьему «арочному» – это был оригинальный проект Николая Апполоновича, который он хотел воплотить именно в Боровичах. Выразительный силуэт арочного моста, по мнению архитектора, наиболее подходил городскому ландшафту именно Боровичского уезда.
«Финансовое положение города по-прежнему было напряжённым. В 1901 году не ремонтировали здания, не мостили улицы, не зажгли ни одного фонаря – экономили...»
Мост строили три года. В течение этого срока также возникали проблемы, в том числе связанные с экономическим кризисом конца XIX – начала XX века.
«Но решение главных проблем, прежде всего, легло на плечи городского головы М.Я. Шульгина. Проект Н.А. Белелюбского и его талантливого коллеги А.П. Пшеницкого, воплощённый в жизнь, блестяще выдержал все технические испытания, устроенные 5 февраля 1905 года.
А 6 февраля состоялось открытие моста. «В городе необыкновенное оживление – состоялось освящение вновь построенного моста.Для боровичан – это событие, праздник. Сколько времени мечтали о нём, сколько ждали его. Теперь это гордость боровичан», – писал корреспондент «Волховского листа».
Теперь же мост носит имя Николая Белелюбского и является, пожалуй, самой любимой достопримечательностью жителей города на Мсте.